Новини

Почему Аргентина перешла на «ноу-тилл»?

Почему Аргентина перешла на «ноу-тилл»?

В Украине за последние полтора десятка лет многие хозяйства пыталось вводить нулевую или минимальную обработку почвы. И большинство, столкнувшись с проблемой снижения урожайности, возвращались к традиционной технологии.

Аргентина многим похожа на Украину - настолько, что в свое время туда переехала добрая сотня тысяч украинских земледельцев и там осела. Есть там своя черноземная зона, и основные экспортные культуры те же (пшеница, подсолнечник, соя, кукуруза), правда, с другим соотношением.

Есть и различия. И одно из них заключается в почти полном переходе на «ноу-тилл». Нас, конечно, заинтересовало, почему Аргентина почти полностью перешла на «ноу-тилл», а, главное, почему там не бросают этой технологии и не возвращаются к пахоте. Об этом мы и решили поговорить с ведущим аргентинским агрономом в сфере «ноу-тилл» Карлосом Альберто Сесар, который 8 и 10 декабря провел в Украине семинары по этой технологии для клиентов компании «Украгроцентр».

Почему Аргентина перешла на «ноу-тилл»? фото, иллюстрация

Карлос Альберто Сесарі

- Какая доля площадей сейчас в Аргентине обрабатывается по технологии «ноу-тилл»?

  - Точных свежих данных нет, я думаю, где-то от 92 до 95%. В 2015 г. была преодолена отметка в 90%, тогда как в начале века доля «ноу-тилл» составляла всего 53%. Вспашка сейчас применяется только под такие культуры, как арахис, картофель, корнеплоды. Сначала «ноу-тилл» начали внедрять на сое, затем на кукурузе, затем на колосовых (пшеница и ячмень), а последним среди полевых культур стал подсолнечник.

 - Когда начался переход на «ноу-тилл» и почему?

  - В 70-х годах. Тогда фермеры начали ощущать на себе последствия деградации почв. За какую-то сотню лет содержание гумуса снизилось с 6-7,5% до 2,5%. Началась ветровая эрозия почвы, что отрицательно сказалось на урожайности. Тогда наука подсказала выход - внедрить «ноу-тилл», или как эту технологию у нас называют чаще, - прямой посев.

 - Как государство стимулировало переход на «ноу-тилл»?

 - Сельхозпроизводителям просто рассказали об этой технологии. Они увидели ее выгодность, и перешли на «ноу-тилл». В Аргентине государство вообще никак не поддерживает сельское хозяйство. Только взимает налоги, в частности, НДС и местные налоги. Отслеживает вывоз автомобилями зерна из рукавов (в Аргентине зерно - что сою, что пшеницу - сохраняют преимущественно в рукавах), и если операция осуществлялась без присутствия представителя государства и, соответственно, не облагалась, или владелец не внес сделку по продаже в свои записи, наказывает производителя.

 - Что же дало внедрение «ноу-тилл»?

  - Например, содержание гумуса за 40 лет вырос на полпроцента - до 3%. Почва не перегревается: когда температура на поверхности почвы на поле, которое обрабатывается по «ноу-тилл», 27 градусов, то на вспаханном в этих же условиях – 41 градус.

 - Только ли это?

- Конечно, нет. Так, за последние 30 лет валовой сбор сельскохозяйственных культур в Аргентине увеличился почти втрое - с 50 до 130-140 млн т в год. И это прежде всего благодаря «ноу-тилл». Кроме того, благодаря прямому посеву удалось увеличить посевные площади на 10%, а это 3 млн га, за счет освоения, во-первых, так называемых «вертисолей» - тяжелых глинистых почв, во-вторых, - земель в засушливых зонах, которые ранее можно было использовать только под пастбища, где количество осадков не превышало 400 мм в год. Секрет заключается в том, что «ноу-тилл» лучше сохраняет влагу. Поэтому, кстати, здесь нет необходимости спешить с посевом. Потому что на «ноу-тилл» сетуют, что сев задерживается на 2-3 недели. Но почему мы при старой технологии так спешили с севом? Потому что спешили использовать влагу в почве. А при «ноу-тилл» она не теряется так быстро.

Также благодаря прямому посеву удалось получать два урожая в год за счет того, что после уборки зерновых в ноябре-декабре стало возможным быстро, не позднее декабря, посеять сою. Ведь теперь не нужно тратить время на многочисленные обработки почвы (вспашка, боронование, культивация).

Важным стимулом к ​​переходу на «ноу-тилл» стала проблема с механизаторами. Их в Аргентине не хватает, потому что много молодых людей ни за что не хочет оставаться в селе. А так во время прямого посева механизатор выполняет 1 операцию вместо 5 по традиционной технологии. Соответственно, он может обработать большую площадь. Так, площадь в 9000 га обрабатывает иногда всего 5 человек. Поскольку труд механизатора дорог, то «ноу-тилл» стал единственным выходом для Аргентины предлагать конкурентные цены на сою или кукурузу в условиях, когда государство, в отличие от других основных производителей сельхозпродукции (США, Канада, Австралия, ЕС), никак не поддерживает аграриев.

 - Почему Вы говорите именно о механизаторах? Разве в Аргентине фермеры не сами обрабатывают землю?

 - Львиную долю площадей обрабатывают большие агроформирования. Они имеют собственных наемных работников, а также пользуются услугами контакторов - фирм, которые имеют только парк сельхозтехники и механизаторов и предоставляют услуги по выполнению полевых работ как крупным агрофирмам, так и фермерам.

Однако фермеры все меньше сами выращивают полевые культуры. Возьмем, например, небольшого землевладельца, у которого 500-1000 га. Средняя урожайность сои, главной у нас культуры, составляет 3 т/га. Даже если такой небольшой фермер соберет 4 т/га, стоимость 1 т/га он потратит на топливо, химикаты, семена, удобрения, запчасти и тому подобное. Затем 1 т/га он потратит на маркетинг: проще говоря, именно настолько дешевле окажется соя, если продавать то небольшое количество, которое соберет такой фермер, по сравнению с той ценой, которую получают большие агроформирования, которые часто являются одновременно и трейдерами. Фермеру останется 2 т/га. Но эти самые 2 т/га ему предлагают крупные агрокомпании в качестве арендной платы. Зачем рисковать, зачем работать и что-то выращивать самому, когда можно столько получить только за аренду?

 - Сколько же тогда стоит работа механизатора?

  - Оклад 800-1000 долларов в месяц, кроме того в конце сезона премия, которая может колебаться от 1 тыс. до 20 тыс. долларов.

- Как Вы думаете, почему в Украине многие отказались от «ноу-тилл» и вернулись к пахоте?

- Потому что технология «ноу-тилл» не ограничивается заменой комплекта сельхозтехники на посевной комплекс. Это больше, чем техника - это производственная система, которая включает уход, инокуляцию, генетику. И этим всем нужно уметь управлять. И если одну цепочку этой системы нарушишь - вся система не будет работать. Потому прямой посев - это не только приобретение соответствующей техники, это огромное количество изменений. И здесь сначала надо продумать, как это все внедрять. Особенность «ноу-тилл» в том, что это очень индивидуальная технология. Она не может быть одинаковой даже для двух разных полей.

А в Украине, я считаю, у многих просто не выдержали нервы. Они год проработали, собрали первый урожай, увидели, что он ниже прошлогоднего, и вернулись к старой технологии. Тогда как «входить» в эту технологию нужно 3-5 лет.

 - То есть, спад урожайности наблюдается в течение 3-5 лет?

 - Все зависит от начальных условий. Если почвы бедные, истощенные, то спада урожайности не избежать. Если почвы плодородные, то уже в первый год работы по «ноу-тилл» можно получить урожайность не ниже, чем по старой технологии. А потом урожайность начинает стабильно расти по мере того, как восстанавливается естественное плодородие почвы.

Снижение урожайности зависит от начального плодородия почвы и от выбранного подхода, выбранной технологии. Если вы как не вносили удобрения, так и не вносите или вносите так же и в таких же количествах, что и при традиционной почвообработке , то однозначно будет потеря урожайности. Если перестроил технологию - потери не будет.

Однако главный показатель для агробизнеса - не урожайность, а прибыль с гектара. Так вот, в Аргентине она даже в первый год снижается редко - разве что на совсем истощенных почвах. А обычно прибыль уже в первый год не ниже, чем при старой технологии, а часто - сразу превышает старые показатели. Высокая доходность достигается за счет снижения затрат. Ведь для «ноу-тилл» нужно всего 3 единицы техники, кроме трактора: посевной комплекс, опрыскиватель и комбайн. Ну еще разбрасыватель и транспортная техника (перегрузочные бункеры для зерна и т.д.). Меньше проходов по полю - меньше расход топлива, масла, меньше амортизация.

- Что же Вы тогда могли бы посоветовать украинским аграриям, которые собираются внедрять «ноу-тилл»?

  - Прежде всего осознать, что «ноу-тилл» начинается еще на этапе сбора последнего урожая, выращенного по старой технологии. Тогда нужно все пожнивные остатки разбрасывать по всей ширине жатки комбайна, причем, что важно, - равномерно. Это создает предпосылки для равномерного роста растений.

Очень важно поддерживать нужный баланс между углеродом и азотом в почве. Ведь углерод - это топливо, это энергия земли.

Еще один основополагающий принцип: почва должна быть покрытой. То есть, пожнивные остатки в полном объеме остаются на поле.

Другой важный секрет «ноу-тилл» - избегать уплотнений на поле. В Аргентине сою собирают осенью, когда нередко стоит дождливая погода. Из-за этого на комбайны, бывает, ставят даже не «спарки», а зтроени колеса. А перегрузочные бункеры все чаще ставят на гусеницы. Ведь гусеница обеспечивает в семь раз большую площадь контакта с грунтом, чем в широкого колеса.

 - В чем секреты технологии удобрения по технологии «ноу-тилл»?

  - Прежде всего, как и других технологий, - внесение удобрений по результатам анализа почвы. В Аргентине за «ноу-тилл» фосфорные удобрения вносятся как стартовые во время сева нормой 50 кг/га. Азотные удобрения вносят часть при посеве, часть - в период вегетации. А микроэлементы - обычно по листу.

 - А калийные удобрения?

 - В Аргентине почвы от природы богатые калием. Лишь недавно кое-где стали вносить калий, зафиксировав его дефицит.

  - Сколько вносят органических удобрений?

  - Кто вносит, то дает по 6-8 т/га. Однако их почти никто не вносит: большие транспортные расходы, дорогая логистика. К тому же внесение органики способствует закислению почв. Но кто вносит, то получает хорошие результаты.

- Вносят ли безводный аммиак?

  - До внедрения «ноу-тилл» заводы по производству безводного аммиака стояли в каждой провинции. Но после перехода на «ноу-тилл» никто не вносит: по этой технологии безводный аммиак сложно внести и закрыть так, чтобы он не испарялся. Сейчас появилась соответствующая техника, но логистики пока нет, поэтому и популярности у безводного аммиака нет.

- Правда ли, что «ноу-тилл» невозможен без глифосата?

  - Правда. Сейчас перед посевом вносится в среднем 1,5 л/га глифосата. Когда начинали внедрять «ноу-тилл», вносили по 6-8 л/га. Также перед посевом вносится 2,4-Д. Затем одна обработка по всходам: соя в Аргентине выращивается почти исключительно генно-модифицированная, устойчивая к глифосату.

 - Вы не станете отрицать, что оборот пласта был хорошим средством против сорняков, зимующих вредителей, болезней. Можно ли перепахивать поле в порядке исключения, когда возникают подобные проблемы?

 - Действительно, проблемы возникают, потому что ряд сорняков выработали резистентность к гербицидам. Но, технология прямого посева предусматривает и другие способы противодействия сорнякам и вредителям. Прежде всего это севооборот: злаковые следует чередовать с бобовыми. Правда, у нас немало сельхозпроизводителей севооборот не соблюдают и сеют сою по сое. Второй важный момент: следует постоянно держать почву покрытой. У нас все больше внедряются покровные культуры. Лучшие покровные культуры, по моему мнению, - бобовые, потому что они пополняют запасы в почве. Например, широко применяется вика.

Наконец, прямой посев - не догма. В Аргентине все равно не перепахивают, но там дискуют, обычно дисковой бороной. Дискуют также в местах уплотнений почвы. В этом также возникает потребность там, где есть такая местная проблема, как броненосцы: они роют норы, при этом на порядок крупнее крота.

 - Напоследок хочется расспросить о подсолнечнике, под который в Аргентине отведены значительные площади: как там его выращивают?

 - Тоже прямым посевом. Хотя следует отметить, что площади под подсолнечником сократились. Сейчас его сеют в засушливых местностях, на засоленных почвах - там, где больше никакие культуры не дают хорошего урожая. Есть и местная специфика: производителей донимают попугаи и голуби, которые выклевывают до половины урожая. Чтобы бороться с ними, селекционировали наклон корзины вниз - и все равно это не решило проблемы. Поскольку у растений, где корзины наклонены только частично, выклевывают еще больше.

Аргентинский подсолнечник - это преимущественно ClearField. А выращивают его в 4-польном севообороте, возвращая культуру на то же поле раз в 3 года: в течение первого года выращивают два урожая - пшеницу или ячмень, потом сою, на второй год - подсолнечник, после него - кукурузу или сою.

 

Беседовал Богдан Малиновский, b.malinovskiy@univest-media.com

©Пропозиція - Главный журнал по вопросам агробизнеса
https://propozitsiya.com/pochemu-argentina-pereshla-na-nou-till